Маркировка шин


Высота профиля
Высота профиля - второе число в маркировке шин, например 165/70 R14 - высота 70%. Это отношение высоты профиля шины к ширине, выраженное в процентах (%). Шины с серией ниже 70% - для скоростных машин и шоссейных дорог с хорошим качеством покрытия, от 70 до 82% - высокопрофильные, 85% и более - полнопрофильными.

Диаметр
Монтажный диаметр - третье число в маркировке шины, например 165/70 R14 - диаметр обода 14". Должен совпадать с монтажным диаметром колесного диска. Измеряется в дюймах. При переводе в сантиметры надлежит считать 1 дюйм = 2.54 см.
Стоит обратить внимание на то, что буква R в маркировке обозначает радиальную конструкцию шины. Иногда автолюбители ошибочно принимают часть маркировки "R14" как указание радиуса и его значения.

Индекс нагрузки (от 63 до 131 )
Условное цифровое обозначение предельно допустимой нагрузки на колесо, которую способна выдержать шина при движении на максимально допустимой скорости (см. Максимальная скорость (индекс)). Каждому значению индекса соответствует определенное значение нагрузки в килограммах. Индекс нагрузки шины должен соответствовать максимальному весу, приходящемуся на колесо автомобиля в снаряженном состоянии (с грузом, водителем и пассажирами), плюс запас не менее 15%.
Ниже приведена таблица индексов нагрузки:


Индекс  Вес (кг) Индекс    Вес (кг)   Индекс   Вес (кг)  Индекс   Вес (кг)

60           250         80           450         100         800         120         1400
61           257         81           462         101         825         121         1450
62           265         82           475         102         850         122         1500
63           272         83           487         103         875         123         1550
64           280         84           500         104         900         124         1600
65           290         85           515         105         925         125         1650
66           300         86           530         106         950         126         1700
67           307         87           545         107         975         127         1750
68           315         88           560         108         1000      128         1800
69           325         89           580         109         1030      129         1850
70           335         90           600         110         1060      130         1900
71           345         91           615         111         1090      131         1950
72           355         92           630         112         1120      132         2000
73           365         93           650         113         1150      133         2060
74           375         94           670         114         1180      134         2120
75           387         95           690         115         1215      135         2180
76           400         96           710         116         1250      136         2240
77           412         97           730         117         1285      137         2300
78           426         98           750         118         1320      138         2360
79           437         99           775         119         1360      139         2430


Конструкция
Главное отличие радиальной шины от диагональной заключается в конструкции каркаса, который расположен под протектором и является как бы скелетом шины. На рынке шин в настоящее время господствуют радиальные шины, они более долговечны и обеспечивают лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля. Диагональную "резину" используют в основном на грузовых и внедорожных машинах, ее преимущество - большая механическая прочность и отличная проходимость по грязи.

Максимальная нагрузка (на одну шину) (от 272 до 1950 кг)
Предельно допустимая нагрузка (в кг), которую способна выдержать шина (в соответствии с индексом нагрузки). Допустимая нагрузка должна соответствовать максимальному весу, приходящемуся на колесо автомобиля в снаряженном состоянии (с грузом, водителем и пассажирами), плюс запас не менее 15%.

Максимальная скорость (индекс)

Условное обозначение скорости - показывает максимальную расчетную скорость шины, т.е. максимальную скорость, на эксплуатацию при которой сертифицирована данная шина. Обозначается буквами J, K, L и т.д., каждому буквенному индексу соответствует определенное значение максимальной скорости:

H (до 210 км/ч)
J (до 100 км/ч)
K (до 110 км/ч)
L (до 120 км/ч)
M (до 130 км/ч)
N (до 140 км/ч)
P (до 150 км/ч)
Q (до 160 км/ч)
R (до 170 км/ч)
S (до 180 км/ч)
T (до 190 км/ч)
V (до 240 км/ч)
W (до 270 км/ч)
Y (до 300 км/ч)
Z/ZR (свыше 240 км/ч)


Сезонность
Классическое деление шин на сезонные классы: летние (дорожные, или шоссейные), зимние и всесезонные. Принадлежность шины к тому или иному классу определяется массой различных критериев (состав резины, детали внутренней структуры и т.д.), главным из которых является рисунок протектора. Лучший вариант - иметь два комплекта шин (летние и зимние), т.к. всесезонные шины летом по многим параметрам уступают летней "резине" (шумнее, недолговечнее, тяжелее на ходу), а зимой - зимней (хуже сцепление со скользкой дорогой).

Способ герметизации
По способу герметизации шины можно поделить на 2 типа: камерные и бескамерные. Главное достоинство бескамерных шин - длительное сохранение давления при проколе и, следовательно, безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т.к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. А из бескамерной шины воздух будет выходить медленно, только в месте прокола. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску, лучше балансируется, меньше нагревается при длительной скоростной езде. Бескамерные шины монтируются только на колесные диски, оборудованные ободами для бескамерных шин (с хампами).

Технология RunFlat
Специальная конструкция шины, позволяющая продолжать движение автомобиля даже после прокола и полной потери давления (Run Flat - езда на спущенных шинах). Это достигается благодаря наличию усиленных вставок в боковинах шины и измененной конструкции каркаса и борта. При проколе или порезе обычная шина сдувается, оседает под весом автомобиля и, если продолжать движение, приходит в полную негодность уже после нескольких километров. Усиленная конструкция боковин RunFlat-шин позволяет проехать 80-160 километров при скорости до 80 км/ч, то есть спокойно доехать до ближайшего шиномонтажа без замены колеса на запасное. К сожалению, помимо описанных преимуществ есть и недостатки: высокая стоимость и большая жесткость по сравнению с обычными шинами. Стоит иметь в виду, что для безопасной эксплуатации RunFlat-шин необходимо наличие в автомобиле системы контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA). Кроме того RunFlat-шины совместимы не со всеми колесными дисками и не все производители допускают использование таких шин на своих автомобилях (требуется адаптированная подвеска).

Тип автомобиля
Различают легковые автомобили и внедорожники - автомобили, обладающие повышенной проходимостью. К легковым автомобилям относятся также грузовые модификации легковых автомобилей (так называемые "легковые грузовики", например, "Соболь" и "Газель") и микроавтобусы.

Шипы
Шипованные шины предназначены для езды по льду и плотно укатанному снегу. На рыхлом снегу, сухой и мокрой дороге шипованная "резина" ведет себя хуже, чем нешипованная (из-за шипов снижается коэффициент сцепления с дорогой - увеличивается тормозной путь).

Ширина профиля
Ширина профиля шины - первое число в маркировке, например 165/70 R14 - ширина 165 мм.
Ширина профиля представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов. Не должна превышать ширину обода более чем на 30%. Приведенное правило следует использовать только в том случае, если вы не знаете рекомендованные производителем автомобиля параметры шин.
Соответственно, всегда стоит помнить, что использование автомобиля наиболее безопасно только в том случае, если на него установлены шины, параметры которых соответствуют рекомендованным производителем вашего автомобиля.



 Статья подготовлена специально по прозьбе Привалова Ю.П.