Распредвалы с измененными фазами, появились в моторах отечественных машин еще в советские времена. Правда, они применялись преимущественно в автоспорте и машинах министерства внутренних дел. Понятно, что использовались эти распредвалы не для экономии топлива и снижения токсичности. Основное их назначение – повысить тяговые характеристики мотора (мощность и особенно крутящий момент). Достигается это изменением фаз газораспределения – момента и продолжительности открывания клапанов и увеличения хода впускного клапана. Все это улучшает наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью: чем ее больше, тем давление газов при сгорании будет выше, поэтому крутящий момент и мощность увеличиваются. В зависимости от конфигурации и размеров кулачков распредвала определяется характер изменения фаз газораспределения, благодаря чему можно получить более тяговитый двигатель либо на низких, либо на средних, либо на высоких оборотах.
С развитием свободного рынка на просторах СНГ интерес к спортивным распредвалам начали проявлять тюнинговые фирмы. Более того, некоторые из них для «вазовских» двигателей разных объемов предлагают индивидуальные распредвалы, отличающиеся высотой и профилем кулачка.
Почему такие распредвалы не устанавливают на сборочном конвейере? Дело в том, что перенастройка производства – процесс весьма сложный и дорогостоящий. К тому же, особой потребности «АвтоВАЗ» в этом не испытывает. Заднеприводные модели пользуются популярностью и с обычными распредвалами. Последние, кстати, за время своего существования несколько раз модифицировались. Хотя делалось это, в основном, не с целью улучшения тяговых характеристик моторов, а для увеличения ресурса валов.
Возникает вполне закономерный вопрос: где найти такие распредвалы украинским владельцам заднеприводных ВАЗов? Здесь ситуация сложнее. Попытки разыскать в Киеве и в Одессе тех, кто серьезно занимается продажей или изготовлением «спортивных» распредвалов, не увенчались успехом.
Более доступной для автовладельцев ВАЗ-классик будет установка распредвала от мотора ВАЗ-21213 «Тайга». В какой-то степени его тоже можно назвать «спортивным», так как создавался он с целью улучшения тяговых характеристик 1,7-литрового вазовского мотора. У этого вала изменены фазы газораспределения и увеличена высота кулачков впускных клапанов. Его стоимость составляет около 356 грн. вместе с корпусом подшипников («постелью»). Однако покупая его, следует с осторожностью относиться к предлагаемым комплектам – вал плюс «постель». Дело в том, что на «АвтоВАЗе» индивидуальная подборка «постели» к этим распредвалам не осуществляется, а предлагаемые на рынке запчастей комплекты собраны самими продавцами. «Разбег» между размерами посадочных поверхностей этих деталей может оказаться довольно приличным, и после установки на автомобиль газораспределительный механизм станет источником повышенных шумов. Чтобы избежать этого, подбор вала и «постели» лучше доверить опытному специалисту-мотористу.
Визуально отличить распредвалы можно так – у обычного 2101 имеется только одна шейка в форме шестигранника между кулачками клапанов второго цилиндра, у «тайговского» вала 21213 таких шеек две – между кулачками второго и третьего цилиндров.
Для получения большей мощности после установки «спортивного» распредвала необходима перенастройка или замена карбюратора. Для последнего случая лучше всего подойдет карбюратор ДААЗ-21073 из семейства «Солекс», имеющий большие диффузоры. Требуется и регулировка угла опережения зажигания. Попутно неплохо бы установить и бесконтактную систему зажигания, которая «выдает» более мощную искру.
Для более точной настройки ГРМ с целью получения максимальной мощности и крутящего момента специалисты по моторному тюнингу прибегают к помощи так называемых разрезных шестерен, которые позволяют проворачивать распредвал относительно коленвала на десятые доли градусов по или против часовой стрелки. Так удается сделать мотор максимально тяговитым либо на малых, либо на средних, либо на высоких оборотах – кому как нравится.
Грамотная доводка «шестерочного» мотора (рабочий объем 1600 см куб., мощность 74 л.с.) с установкой «тайговского» распредвала, разрезной шестерни и еще рядом попутных операций, улучшающих наполнение цилиндров свежим зарядом и выпуск отработавших газов, позволяет выжать из двигателя до 90-95 л.с.! Неплохо. Однако обращаем внимание на то, что при такой доработке уложиться в обычный расход топлива (7,0-7,5 л на трассе и 9-10 л в городе), а тем более сэкономить бензин можно не всегда. Достижимо это только при спокойном стиле управления, т.е. езде на невысоких оборотах двигателя и на повышенных передачах. Но если все же хочется жать на педаль газа, можно не уложиться и в 15 литров.
Подготовил Юрий Дацык